<назад

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДАТЧИКА РАСХОДА ВОЗДУХА

С двигателем моего Ford творится что-то непонятное. Он отказывается устойчиво работать на холостых оборотах, потерял хорошую приемистость. На СТО мне сказали, что вышел из строя расходомер воздуха. Однако на покупку нового у меня пока нет средств, можно ли его реставрировать собственными силами?

 

Сергей Молчанов, г. Днепропетровск

Владимир Корницкий

Здесь спрятан датчик расхода воздуха.
Одной из особенностей электрооборудования большинства иномарок является наличие бортового компьютера (БК), автоматически управляющего процессами зажигания и впрыска топлива. Глазами БК служат датчики, устанавливаемые в разных частях двигателя.

Параметры датчиков соотносятся с БК и вводятся в его память при окончательной настройке на заводе, а их конструкция обеспечивает надежную работу в течение 5-7 лет. К сожалению, ничто не вечно под Луной: двигатели подержанных иномарок, эксплуатируемых рядовыми автолюбителями, часто начинают капризничать именно по причине поломки отдельных датчиков, а не от износа основных систем. Получая искаженную (как говорят специалисты - некорректную), временами пропадающую информацию, бортовой компьютер, при собственной полной исправности, начинает выдавать двигателю неверные команды или переключает его в режим ограничений мощности.

Отсутствие современного диагностического оборудования или высокая стоимость проведения диагностики часто пускает автолюбителей по ложному следу: они проверяют свечи, высоковольтные провода, меняют топливный фильтр, разбирают двигатель, - а причина поломки кроется совсем в другом. Быстрее всего из строя выходят датчики, имеющие подвижные трущиеся части - это измерители углов отклонения дроссельной заслонки и клапаны расходомера воздуха. При довольно сложной общей конструкции принцип работы этих датчиков прост: проворачивающаяся ось связана с потенциометром, электрический пружинный контакт которого скользит по сегменту с напыленным токопроводящим слоем. Измеряющееся общее сопротивление подложка-ось (порядка 0,1 - 20 кОм) и является информацией для бортового компьютера. 

Толщина напыленного слоя не превышает 0,1 мм и за 5-8 лет работы контакты 1 и 2 протирают его насквозь (см. рис.). Сильнее всего это проявляется в красном секторе - здесь контакты находятся дольше, а узлы поворота оси на 150-200 соответствуют холостому ходу и малым оборотам двигателя. Здесь контакт может пропадать полностью, а при вращении оси - восстанавливаться скачками. В итоге это приводит к проблемам с запуском двигателя и его неустойчивой работе.

Новый датчик к вашему двигателю (конструктивно это может быть целый узел) в фирменном магазине стоит немалых денег (на Ford Sierra, например, 200 у.е.). Можно подобрать нужный датчик, снятый с разобранной подержанной машины, но, скорее всего, он будет с таким же дефектом - ведь потрошат автомобили не моложе 5-10 лет. Поэтому, если датчик имеет разборную конструкцию, ремонтировать его лучше самому.

Для примера рассмотрим восстановление датчика расхода воздуха в системах впрыска топлива типа L-jetronic, которыми оборудуются двухлитровые двигатели ОНС автомобилей Ford Sierra и Ford Scorpio 85-90-х годов выпуска.

Ремонт производится в следующей последовательности:

- снять минусовую клемму с аккумулятора;

- отсоединить электрический разъем под камерой расходомера (на фото указан стрелкой);

- снять воздушные патрубки (см. фото);

- открутить винты крепления корпуса воздушного фильтра и снять весь узел с машины;

- открыть крышку и вынуть воздушный фильтр;

- открутить четыре болта изнутри камеры фильтра и отсоединить от нее собственно расходомер воздуха (на фото обведен кружком);

- перевернуть расходомер крышкой вверх и снять ее.

Внимание! Крышка посажена на эластичный, но очень прочный герметик и вам придется изрядно попотеть, чтобы снять ее, не разломав.

Токосъемные пластины А и Б выполнены из пружинистой бронзы, для надежности сдвоены (расположены одна над другой) и заканчиваются сферическими контактами 1 и 2 диаметром около 1 мм. Протертые участки токопроводящего слоя хорошо видны - их ширина составляет примерно 0,7-0,8 мм. Ширина токопроводящего слоя сегмента Е равна 5 мм и позволяет укорачиванием общей длины пластин А и В сдвинуть контакты 1 и 2 на целые участки, имеющие такое же поверхностное сопротивление. Новые дорожки, по которым движутся контакты 1 и 2, являются концентрическими окружностями и размещаются параллельно старым. Длину пластин укорачивают путем их осторожного подгибания пинцетом.

Главное, на что надо обратить внимание, - давление (Р) верхнего и нижнего контактов на подложку должно быть одинаковым и минимальным: в противном случае токопроводящий слой быстро протрется. Через несколько лет, при необходимости, датчик может быть отреставрирован еще раз: контакты 1 и 2 путем удлинения пластин А и Б сдвигаются еще в одно положение, на целые участки токопроводящего слоя. Новые дорожки движения тоже размещаются параллельно старым.

Перед установкой расходомера в корпус очистите его от загрязнений, а затем посадите крышку на герметик. Сборку всего узла и установку его на машину проводят в обратном порядке. В заключение на забудьте подключить электрический разъем бортового компьютера и надеть минусовую клемму аккумулятора.

Copyright, 2000 AUTOCENTRE Information Agency