<назад                                                    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Глава 4              Основные процедуры тестирования

Проверка исполнительных устройств

Клапан продувки угольного фильтра...........28
Управление холостым ходом........................29
Форсунки распределенного впрыска...........30
Форсунка центрального впрыска.................31
Электромагнит управления впускным трактом переменной конфигурации................................................................................ 32
Подогреватель корпуса дроссельной заслонки и коллектора ... 33 
Электромагнит управления фазами газораспределения
........... 34
Электромагнит перепуска газов -двигатели с турбонаддувом . 35

 

28 Клапан продувки угольного фильтра

1   Найдите контакты подвода питания и управляющего сигнала.
2  Включите зажигание.
3  Проверьте наличие напряжения аккумулятора на контакте подвода питания. Если питание отсутствует, проследите провод до аккумулятора или замка зажигания или до реле (в зависимости от конструкции).
4 Отсоедините разъем и проверьте сопротивление электромагнита клапана. Обычно сопротивление составляет 40 Ом. Снова соедините разъем клапана.
5  Отсоедините разъем БЭУ.

Внимание! Перед отсоедине­нием разъема БЭУ ознакомьтесь с предупреждением N 3 Приложенин.

6  С помощью куска провода на мгновение замкните в разъеме БЭУ контакт управления клапаном на массу.
7  Если клапан сработал, проверьте подводы питания и заземление БЭУ. Если неисправности не обнаружены, значит может быть неисправен БЭУ.
8  Если клапан не срабатывает, проверьте целость сигнального провода от разъема БЭУ до клапана.
9  В некоторых системах можно измерить рабочий цикл управляющего сигнала. Для этого нужно, чтобы двигатель имел нормальную рабочую температуру и обороты выше холостых.

29 Управление холостым ходом

Проверка работы

1 Дайте двигателю работать на холостом ходом.
2 Удостоверьтесь, что обороты холостого хода лежат в требуемом диапазоне.
3  Нагрузите двигатель, включив фары, обогреватель заднего стекла и вентилятор обогревателя салона. Обороты двигателя не должны существенно измениться.
4 Если возможно, сожмите один из воздушных шлангов (см. рис. 4.24). Обороты холостого хода должны после колебаний вернуться в исходное состояние.
5  Если регулятор холостого хода ведет себя так, как описано, он скорее всего исправен.
6  Неисправности, перечисленные ниже, могут неблагоприятно повлиять на холостой ход и вызвать коды неисправностей, относящиеся к системе холостого хода. Прежде  чем подвергать сомнению работоспособность системы регулирования холостого   хода и начинать ее диагностирование, следует убедиться в отсутствии следующих неисправностей.
    a) Механические неисправности двигателя.
    b) Неправильная начальная установка угла опережения зажигания.
    c) Утечки вакуума.
    d) Неправильная установка уровня СО.
    e) Загрязненный воздушный фильтр.
   f) Неправильная регулировка дроссельной заслонки.
    g) Толстый слой нагара на дроссельной заслонке.
    h) Неправильная регулировка датчиков положения дроссельной заслонки.

Рис. 4.24. Для проверки работы клапана управления холостым ходом сожмите шланг холостого хода
Рис. 4.25. Типичный угол включенного состояния клапана холостого хода

Процедуры проверки клапана холостого хода (двухпроводного типа)

7  Для проверки двухпроводного клапана управления холостым ходом годится вольтметр или прибор для определения угла включенного состояния. Примечание: Прибор для определения угла включенного состояния не даст хороших результатов при использовании в системах Ford. Для этих систем предпочтительнее использовать вольтметр или осциллоскоп.
8 Подсоедините отрицательный щуп прибора к массе двигателя.
9  Положительный щуп подсоедините к сигнальному проводу электромагнита.
10 Запустите двигатель и дайте ему работать на холостом ходу.
11 После прогрева двигателя должно установиться напряжение в пределах 7.0...9.0В, угол включенного состояния 40...44% и частота около 110 Гц (см. рис. 4.25).
12 При холодном двигателе или при его нагружении напряжение будет уменьшаться длительность включенного состояния – увеличиваться. Частота для большинства систем останется примерно на том же уровне (в системах Ford частота будет меняться), Примечание: Цифровой вольтметр покажет среднее напряжение.
13 Нагрузите двигатель, включив фары, обогреватель заднего стекла, вентилятор отопителя. Среднее напряжение должно уменьшиться, а длительность включенного состояния - увеличиться. Частота импульсов должна остаться без изменений.
14 При утечке воздуха, приводящей к увеличению потока воздуха в обход дроссельной заслонки, длительность включенного состояния электромагнита будет меньше, чем при исправной воздушной системе.
15 При нагружении двигателя длительность включенного состояния увеличивается, поскольку БЭУ для поддержания холостых оборотов приходится открывать клапан на больший промежуток времени.
16 Если двигатель имеет механические повреждения или загрязнена дроссельная заслонка БЗУ будет дольше удерживать клапан в открытом состоянии, что может привести к неровной работе на холостом ходу, а также к неожиданно высокому значению длительности включенного состояния клапана.

Нет сигнала управления клапаном

17 Измерьте сопротивление управляющей обмотки клапана. Обычно ее сопротивление составляет 8...16 Ом.
18 Включите зажигание и измерьте напряжение на входе питания обмотки. Если напряжение отсутствует, проследите целость провода от обмотки до главного реле или до замка зажигания (в зависимости от схемы подключения).
19 Отсоедините вилку разъема БЭУ.
20 При включенном зажигании закоротите на мгновение контакт управления клапаном на массу.
21 Если клапан сработал, проверьте подводы питания и заземление БЭУ. Если питание и заземление в исправном состоянии, может быть неисправен БЭУ.
22 Если клапан не сработал, проверьте целость проводов от клапана до БЭУ.

Процедуры проверки клапана холостого хода (трехпроводного типа Bosch)

23 Для проверки трехпроводного клапана управления холостым ходом годится вольтметр или прибор для определения длительности включенного состояния.
24 Подключите отрицательный щуп прибора к массе двигателя.
25 Второй щуп прибора подсоедините к одному из управляющих проводов клапана.
26 Запустите двигатель на холостых оборотах.
27 При прогретом двигателе вольтметр должен показывать меняющееся напряжение, а прибор для определения длительности цикла должен установиться на значении примерно 31 % или 69% (в зависимости от того, к какому из двух управляющих проводов подключен прибор).
28 При холодном двигателе или при нагружении двигателя напряжение должно уменьшиться, а длительность цикла - возрасти. Примечание: Цифровой вольтметр покажет среднее напряжение.
29 Нагрузите двигатель, включив фары, обогреватель заднего стекла и вентилятор отопителя. Среднее напряжение должно понизиться, а длительность цикла - повыситься.
30 При утечке воздуха, приводящей к увеличению потока воздуха в обход дроссельной заслонки, длительность включенного состояния электромагнита будет меньше, чем при исправной воздушной системе.
31 При нагружении двигателя длительность включенного состояния увеличивается, поскольку БЭУ для поддержания холостых оборотов приходится открывать клапан на больший промежуток времени.
32 Если двигатель имеет механические повреждения или загрязнена дроссельная заслонка, БЭУ будет дольше удерживать клапан в открытом состоянии, что может привести к неровной работе на холостом ходу, а также к неожиданно высокому значению длительности включенного состояния клапана.
33 Переключите положительный щуп прибора на второй управляющий провод клапана.
34 При прогретом двигателе вольтметр должен показывать меняющееся напряжение, а прибор для определения длительности цикла должен установиться на значении примерно 69% или 31 % (в зависимости от того, к какому из двух управляющих проводов подключен прибор).

Нет управляющего сигнала

35 Проверьте сопротивление управляющей обмотки клапана.
36 При включенном зажигании проверьте наличие напряжения аккумулятора на контакте подвода питания к клапану.
37 Если напряжение отсутствует, проследите провод подвода питания до главного реле или до замка зажигания (в зависимости от схемы подключения).
38 Отсоедините вилку разъема БЭУ.
39 При включенном зажигании эакоротите на мгновение один из контактов управления клапаном на массу.
40 Если клапан сработал, проверьте подводы питания и заземление БЭУ. Если питание и заземление в исправном состоянии, может быть неисправен БЭУ.
41 Если клапан не сработал, проверьте целость проводов от клапана до БЭУ.
42 Закоротите на массу другой управляющий контакт обмотки клапана.. В зависимости от полученного результата продолжите проверку так, как указано в п. 40 и 41.

Измерение сопротивления обмоток клапана

43 Отсоедините вилку разъема клапана.
44 Подключите провода омметра к центральному и одному из боковых контактов разъема. Сопротивление должно составлять 20 Ом.
45 Переключите щуп с одного бокового контакта на другой. Сопротивление также должно быть 20 Ом.
46 Подключите прибор к двум наружным контактам разъема. Сопротивление снова должно быть 20 Ом.

Шаговые двигатели

47 На автомобилях могут использоваться шаговые двигатели различных типов. Процедуры проверки некоторых из них описаны в книге Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыск топлива'.
48 Иногда в шаговый двигатель управления холостым  ходом  встроен концевой выключатель. Проверка работы такого кошевого выключателя аналогична проверке датчиков крайних положений дроссельной заслонки (см. выше). Правильная работа датчика положения холостого хода очень важна, поскольку если БЭУ не распознает холостого хода, то не будет включаться и режим управления холостым ходом.
49 Обычно шаговый двигатель имеет две обмотки. БЭУ устанавливает двигатель в нужное положение включая то одну, то другую обмотку. Для проверки управляющих сигналов можно использовать вольтметр или осциллоскоп. Надо иметь в виду, что сигнал имеет импульсный характер и появляется только в момент активизации обмотки.
50 Измерьте сопротивление обеих обмоток и сравните полученные значения с техническими данными Вашего автомобиля. Обычно сопротивления обмоток не превышают 100 Ом,

Управляющие двигатели VW и Audi

51 Управляющие шаговые двигатели, установленные на большинство современных автомобилей VW и Audi, имеют реверсную обмотку, а также включают в себя датчик положения на основе эффекта Холла, потенциометр и концевой выключатель холостого положения дроссельной заслонки. Двигатель подсоединен к жгуту проводов с помощью 8-штырькового разъема. Устройства, входящие в состав двигателя, проверяются отдельно так, как описано выше под соответствующими заголовками.

30 Форсунки распределенного впрыска

1   Осмотрите разъемы форсунок, реле и БЭУ на наличие коррозии. Коррозия в соединениях - наиболее частая причина неудовлетворительной работы форсунок.
2  Подсоедините отрицательный щуп измерителя включенного состояния к массе двигателя.
3  Найдите контакты подвода питания и управляющего сигнала в разъеме форсунки. Примечание. Показания измерителя включенного состояния можно получить только на стороне сигнального провода. Если прибор ничего не показывает попробуйте поменять полярность подключения прибора.
4  Подсоедините положительный щуп прибора к сигнальному проводу форсунки.
5 Хотя описанные ниже проверки можно выполнить с помощью измерителя включенного состояния, более надежные результаты можно получить, используя осциллоскоп.
6  Сначала щуп прибора можно подключить к сигнальному проводу любой из форсунок.

Форсунки с токовым управлением (включение - удержание)

7  Очень немногие измерители включенного состояния способны уловить вторую стадию работы форсунки этого типа. Максимум, что они могут уловить - это короткий начальный импульс открытия форсунки, который составляет!. ..2% Этоозначает, что показания прибора не имеют ничего общего с полным циклом работы форсунки и по полученным результатам нельзя судить об исправности системы.

Проверки на неработающем двигателе

8  Проворачивайте двигатель стартером или вручную.
9  Рабочий цикл форсунки должен составлять 5...10%. Еще лучше измерять длительность включенного состояния в миллисекундах, если прибор это позволяет.

Хороший сигнал

10 Проверьте управляющие импульсы на остальных форсунках.
11 Если на всех форсунках наблюдается полноценный управляющий сигнал, а также если такой же хороший сигнал наблюдается и в первичной цепи зажигания, значит, скорее всего, БЗУ исправен.

Нет сигнала или плохой сигнал на одной или нескольких форсунках

Примечание: В некоторых моделях с системой Motronic частота импульсов впрыска при проворачивании двигателя возрастает постепенно в течение нескольких секунд.
12 Проверьте подачу топлива и его давление.
13 Проверьте сигнал задающего генератора (датчика угла поворота вала или датчика Холла).
14 Проверьте напряжение на сигнальном контакте разъема форсунок (должно быть напряжение аккумулятора).
15 Если напряжения нет, проверьте подвод питания к форсункам и сопротивление форсунок.
16 Отсоедините разъем БЭУ.

Внимание! Перед отсоединением разъема БЭУ прочтите предосте­режение №3в Приложении.

Рис. 4.26. На миг закоротитв на массу контакт управления форсункой в разъеме БЭУ

17 Включите зажигание.
18 С помощью куска провода на мгновение закоротите по очереди контакты управления форсунками в разъеме на массу (см. рис. 4.26)
19 Если форсунки в этом случае срабатывают, проверьте все подводы питания и заземление БЭУ. Если питание и заземление исправны, значит скорее всего неисправен БЭУ.
20 Если форсунки не работают и в этом случае, проверьте наличие напряжения аккумулятора на соответствующем контакте разъема БЭУ. Если напряжение есть, неисправность скорее всего в форсунке. Если напряжения нет, проверьте целость проводки между разъемами форсунок и разъемом БЭУ.
21 Если форсунки соединены в параллельные или последовательные группы, проверьте подключение к БЭУ каждой группы, а также соединения внутри групп.

Рабочий цикл слишком длинный или слишком короткий

22 Проверьте   датчик   температуры охлаждающей жидкости, затем проверьте датчик расхода воздуха или датчик давления воздуха в коллекторе. Примечание: Если двигатель перешел в режим ограниченной управляемости из-за неисправностей указанных датчиков, он может работать вполне удовлетворительно в горячем состоянии, но при холодном запуске возникнут трудности.

Проверки на работающем двигателе

23 Меняйте обороты двигателя. Запишите значения длительности включенного состояния и сравните полученные результаты с приведенной ниже таблицей. При холодном двигателе значения могут быть немного выше.

Обороты двигателя Длительность включенного состояния
Холостой ход
2000 об/мин
Медленное открытие дроссельной заслонки
Быстрое открытие дроссельной заслонки
Замедление *
З...6%
7...14%

11...16%

20% и более 
Нуль
* Повысьте обороты двигателя примерно до 3000 об/мин и отпустите педаль акселератора.

24 Оцените результаты следующим образом:
    a) При увеличении оборотов двигатели длительность включенного состояния должна повышаться
    b) При резком ускорении рабочий цикл должен значительно увеличиться.
    c) При замедлении горячего двигателя с закрытой дроссельной заслонкой рабочий цикл должен упасть до нуля и появиться вновь когда обороты двигателя снизятся примерно до 1200 об/мин.
    d) Если прибор не показывает нуля, проверьте регулировку дроссельной заслонки датчика ее закрытого положения.
    e) При нулевом значении цикла шум форсунок должен прекратиться.
    f) Имейте в виду, что цифровой прибор с малой тактовой частотой может не отметить падение включенного состояние до нуля при замедлении.

 

Слишком длинный или слишком короткий управляющий импульс

25 Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости, затем проверьте датчик расхода воздуха или датчик давления воздуха в коллекторе. Примечание: Если двигатель перешел в режим ограниченной управляемости из-за неисправностей указанна датчиков, он может работать вполне удовлетворительно в горячем состоянии, но при холодном запуске возникнут трудности

Проверка сопротивления форсунок

26 Отсоедините разъемы всех форсунок и измерьте сопротивление между контактами. У форсунок с токовым управлением сопротивление должно быть порядка 4 Ом, у всех остальных - порядка 16 Ом.
27 При параллельном соединении форсунок неисправную обмотку выявить труднее. Если сопротивление отдельной форсунки составляет 16 Ом, то при различных способах соединения форсунок неисправности можно обнаружить следующим образом:

Четыре форсунки в группе

Сопротивление, Ом         Состояние 

От 4 до 5                         Все форсунки исправны 
От 5 до 6                         Одна подозрительная форсунка 
От 8 до 9                         Две подозрительные форсунки 
От 16 до 17                     Три подозрительные форсунки

Три форсунки в группе

Сопротивление, Ом         Состояние

От 5 до 6                            Все форсунки исправны
От 8 до 9                            Одна подозрительная форсунка
От 16 до 17                        Две подозрительных форсунки

Две форсунки в группе

Сопротивление, Ом         Состояние

От 8 до 9                           Обе форсунки исправны 
От 16 до 17                       Одна подозрительная форсунка 

31 Форсунка центрального впрыска

1 Подключите отрицательный щуп измерителя включенного состояния к массе двигателя.
2  Найдите провода подвода питания и управляющего сигнала.
3  Подключите положительный щуп прибора к сигнальному выводу форсунки. Примечание; Большинство форсунок центрального впрыска имеют токовое управление и не любой измеритель включенного состояния способен правильно зарегистрировать сигнал такого рода. Более надежный результат дает использование осциллоскопа.

Проверки на неработающем двигателе

4  Проворачивайте двигатель стартером или от руки.
5  Прибор должен показать хотя бы какое-нибудь значение продолжительности включенного состояния форсунки. Лучше, если прибор может показывать длительность цикла в миллисекундах. Если прибор что-то показывает, то это по крайней мере означает, что БЭУ управляет форсункой, хотя и не обязательно правильно.

Хороший управляющий сигнал

6 Если на форсунке наблюдается четкий управляющий сигнал и есть сигнал управления первичной цепью зажигания, это означает, что БЭУ скорее всего исправен.

Сигнал управления форсункой неустойчив или отсутствует

7  Проверьте давление топлива, подаваемого в форсунку.
8  Проверьте наличие и качество сигнала от задающего генератора (датчика угла поворота коленчатого вала, датчика Холла и пр.).
9  Измерьте напряжение на сигнальном контакте форсунки - вольтметр должен показать напряжение аккумулятора. Если напряжения нет:
    a) Проверьте сопротивление форсунки.
    b) Проверьте сопротивление балластного резистора (если таковой имеется).
    c) Проверьте целость проводки между разъемами форсунки и БЭУ.
    d) Проверьте подвод питания к форсунке.
10 Отсоедините разъем БЭУ.

Внимание! Перед отсоединением разъема БЭУ прочтите предостережение № 3 в Приложении.

11 Включите зажигание.
12 На мгновение закоротите штырек управления форсункой в вилке разъема БЗУ на массу (см. рис. 4.26).
13 Если игла форсунки сработала, проверьте все подводы питания и заземление БЭУ. Если питание и заземление исправны, то похоже, что неисправен БЭУ.
14 Если игла форсунки не сработала, проверьте напряжение на том же штырьке управляющего сигнала (должно быть напряжение аккумулятора). Если напряжение есть, то скорее всего неисправна форсунка. Если напряжения нет, проверьте целость проводки между разъемами форсунки и БЭУ.

Слишком длинный или слишком короткий управляющий импульс

Судить по длине импульса о правильности работы системы управления можно только при наличии подходящей измерительной аппаратуры.
15 Проверьте  датчики  температуры охлаждающей жидкости и давления воздуха в коллекторе. Примечание: Если двигатель перешел   в   режим   ограниченной управляемости из-за неисправностей указанных датчиков,он может работать вполне удовлетворительно в горячем состоянии, но при холодном запуске возникнут трудности.

Проверки на работающем двигателе

16 Обратитесь к параграфу 30, где описаны общие принципы, пригодные для проверки на работающем двигателе форсунок как распределенного, так и центрального впрыска.

Проверка сопротивления

Рис. 4.27. Форсунка центрального впрыска

17 Отсоедините разъем форсунки (см. рис. 4.27) и измерьте сопротивление форсунки между двумя контактами разъема. Для большинства форсунок сопротивление не должно превышать 2.0 Ом (для уточнения обратитесь к техническим данным конкретного двигателя).
18 Там, где в цепи форсунки имеется балластный резистор, отсоедините разъем резистора и измерьте его сопротивление между двумя штырьками разъема. Уточните требуемое значение сопротивления балластного резистора в технических данных автомобиля.

32 Электромагнит управления впускным трактом переменной конфигурацииОбшив сведения

1   Для повышения эффективности работы двигателя при различных внешних условиях хорошие результаты дает использование впускного тракта переменной конфигурации (см. рис. 4.28). Такой тракт содержит два канала - длинный и короткий. На малых и средних нагрузках воздух в двигатель проходит только через длинный канал. На высоких нагрузках параллельно длинному подключается короткий канал. Это позволяет уменьшить сопротивление на линии всасывания, повысить коэффициент наполнения цилиндров и мощность двигателя. Воздушный поток через короткий канал регулируется вторичной воздушной заслонкой с вакуумным приводом, который управляется электромагнитом по команде БЭУ.

Проверка

2  Проверьте состояние вакуумных шлангов.
3  Отсоедините разъем электромагнита.
4  Соедините временной перемычкой контакт подвода питания в разъеме электромагнита с положительной клеммой аккумулятора.
5  Закоротите другой перемычкой контакт управляющего сигнала в разъеме электромагнита на массу двигателя. 
6  Должен сработать управляющий клапан и вторичная заслонка должна открыться. Если заслонка не открылась, то может быть неисправен электромагнит или механизм привода заслонки.
7  Проверьте подвод питания к разъему электромагнита.
8  Проверьте целость обмотки электромагнита.
9 Проверьте целость проводки между разъемами электромагнита и БЭУ.
10 Если все перечисленные компоненты исправны, есть основание подозревать в неисправности БЭУ.

33 Подогреватели корпуса дроссельной заслонки и впускного коллектора

Быстрая проверка

1   Запустите холодный двигатель и пощупайте корпус заслонки или впускной коллектор. При работающем подогревателе поверхность этих устройств станет горячей очень быстро. Не обожгите руки!

Проверка подогревателей

 Рис. 4.29. Типичный подогреватель коллектора

2  Дайте двигателю работать на холостых оборотах.
3  Подсоедините отрицательный щуп вольтметра к массе.
4  Положительный щуп вольтметра подсо­едините к контакту подвода питания к подогревателю (см. рис. 4.29).. Вольтметр должен показать напряжение аккумулятора.
5  Если нет напряжения, проверьте целость проводов между подогревателем и реле.
6  Если напряжение есть, а подогреватель не работает, проверьте сопротивление подогревателя и надежность его заземления.

34 Электромагнит управления фазами газораспределения

Общие сведения

1   Изменение фаз газораспределения в процессе работы позволяет повысить эффективность двигателя и его приспособляемость к меняющимся внешним условиям. В современных системах газораспределения смена фаз осуществляется с помощью электромагнита по команде БЭУ. Существует несколько способов изменения фазы, однако методы проверки всех систем подобны описанному ниже.

Проверка

2  Проверьте состояние вакуумных шлангов (если они используются в системе управления фазой).
3  Отсоедините разъем электромагнита.
4 Подключите временной перемычкой контакт подвода питания в разъеме электромагнита к положительной клемме аккумулятора.
5  Второй перемычкой эакоротите управляющий контакт в разъеме электромагнита с массой двигателя
6  Если электромагнит исправен, он должен сработать.
7  Если электромагнит не сработал, проверьте подвод питания к его разъему.
8  Проверьте целость обмотки электромагнита.
9  Проверьте исправность проводки между разъемами электромагнита и БЭУ.
10 Если все исправно, а электромагнит не работает, возможна неисправность БЭУ.

35 Электромагнит перепуска газов - двигатели с турбонаддувом

Рис. 4.30. Подключение электромагнита управления перепуском воздуха

1   Электромагнит имеет два вывода: питание и управление (замыкание на массу через БЭУ) - см. рис. 4.30.
2  Подсоедините отрицательный щуп вольтметра к массе двигателя.
3  Положительный щуп подсоедините к управляющему выводу электромагнита, не разъединяя разъема.
4  Включите зажигание. Вольтметр должен показать напряжение аккумулятора.
5  Если напряжения нет, проверьте исправность подвода питания.
6  С помощью омметра проверьте целость обмотки электромагнита

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15