<назад


2000, номер 5

ЯСНЫЙ МОЙ СВЕТ 

Чтобы правильно отрегулировать фары, вовсе не обязательно пачкать разметкой стену соседского сарая.

Наклейка под капотом указывает регламентированное отклонение луча вниз.

Ездить ночью по российским дорогам - дело рискованное. И не только из-за лихих или подвыпивших пешеходов. Чаще виноват свой брат водитель: от слепящих фар встречных и попутных автомобилей нет никакого спасения. Между тем правильная их регулировка - непреложный закон дороги. И соблюсти его не так уж сложно. Для начала - немного теории.

При кажущейся простоте фара - изделие точное и хорошо работает лишь со своим, родным стеклом и лампой, предусмотренными конструктором. Угол наклона пучка света к дороге определяют по величине вертикального отклонения (е) светотеневой границы "ближнего" света от горизонтальной оси на экране, расположенном в пяти метрах от рассеивателя (рис. 1). Эта величина, постоянная для данной модели автомобиля, выражается в процентах - например, один процент - при 5 сантиметрах отклонения, полтора - при 7,5 и т. д. Наклейка с этими цифрами (фото 1) есть под капотом в каждой современной машине. Таков вид луча в профиль. В фас получится другая картинка (рис. 3). Поняв, что же надо регулировать, выясним теперь, как это делается.

 
Прибор ОП новгородского завода "ГАРО". Французский прибор - LASER-600, аналог новгородского. Элегантней, но дороже.

Лучше всего обратиться к специалистам, в мастерскую, оснащенную специальными контрольными приборами. Впрочем, обзавестись подобными в складчину может любой уважающий себя гаражный кооператив. Один из самых доступных ныне приборов такого назначения - ОП новгородского завода "ГАРО"(фото 2). Стоит он 9 тысяч рублей, что в два раза дешевле ближайшего французского аналога LASER-600 - 18 270 руб. (фото 3). В основе его - все тот же экран. Мощная линза, преломляющая свет, позволяет проводить необходимые измерения на расстоянии полуметра от рассеивателя. Устанавливают прибор на одной высоте с фарами и параллельно линии, соединяющей их центры. Последнюю операцию проводят с помощью своеобразного прицела. Это продолговатое зеркало с горизонтальной чертой, закрепленное на корпусе прибора. Наклоняя прибор, добиваются, чтобы отражение симметричных деталей кузова (вершины ободков фар, подфарники и т. д.) легло на эту черту. Как вариант, вместо зеркала встречается визирная пластина с узкой прорезью. Задав по шкале оптической камеры значение "е" (в соответствии с наклейкой или из таблицы в руководстве по эксплуатации ОП), включают ближний свет. В случае несовпадения реальной проекции с эталонной вращаем регулировочные винты фары. Если лампа двухнитевая, то правильное направление дальнего света получают автоматически (оно определяется геометрическими и оптическими характеристиками фары и лампы). В случаях, когда машина имеет отдельные фары дальнего света, их регулируют по горизонтали симметрично, а центр светового пучка должен приходиться на центральную метку экрана.

 
Рис. 1. Ближний свет фары - вид в профиль: е - регламентированное отклонение по вертикали, Н - высота центра фары над дорогой.
Рис. 2. Так выглядит освещенная ближним светом зона на экране.

Ну а как поступить тому, у кого нет возможности воспользоваться подобным прибором?

Классические стенки, годные для разметки, в природе встречаются крайне редко, но рукотворных - достаточно. Увидев подходящую, не упускайте шанс! Принципы регулировки те же, что и с прибором, но на расстоянии до стенки 5 метров.

В совсем безвыходной ситуации попробуйте сделать так. На ровной горизонтальной площадке отмерьте шагами 30 метров перед машиной и положите на отметку кирпич. Включив ближний свет и вращая регулировочные винты, подведите к нему границу освещенности (см. рис. 1). Это придется сделать с каждой фарой. Вторую при этом надо обесточить или закрыть подходящим экраном (тряпкой). После этого добейтесь, чтобы лучи дальнего света обеих фар не расходились от центра и не сходились, то есть остались параллельными продольной оси машины. Качество проделанной работы легко определить по реакции встречных водителей.

Избавившись от протестующих "зайчиков" в глазах, вы в большей мере насладитесь прелестями ночной езды. Если бы еще и встречным фары отрегулировать!

Евгений БОРИСЕНКОВ


Web-сервер "За рулем"