<назад

Автопилот  Номер 073 от 15-04-2000
Полоса 087

Высший свет

       Летняя ночь короче зимней -- это знают даже неполовозрелые дети. Но и темней намного -- вот о чем стоит помнить дядям, включая фары.
       Самая яркая, можно даже сказать, ослепительная деталь вашего автомобиля -- это, конечно, фара. Чем она ярче, полагает большинство автомобилистов, тем сильнее ослепляет. Полагает и ошибается. Знаете ли вы, насколько различается яркость свечения ламп для ближнего и дальнего режима работы? Меньше, чем вы думаете, -- на несколько процентов. Если вообще различается. Нужная "дальнобойность" лучей достигается разной фокусировкой светового потока. Ближний свет как бы стелется по дороге, пучок от него идет немного вширь и вперед и не поднимается, грубо говоря, выше уровня капота -- потому и не слепит встречных. Иное дело -- дальний свет, когда два острых световых конуса устремлены далеко вперед. Вот они-то и заставляют нервничать водителей, едущих вам навстречу. Как видите, яркость ни при чем.
       НАКАЛ. До сих пор многие используют фары с лампами накаливания. Светящимся элементом этих анахронизмов, "лампочек Ильича", является вольфрамовая нить. Она же и главный недостаток. Во-первых, вольфрам нельзя раскалить выше какого-то предела (нить испарится) -- то есть нельзя избавиться от желтоватого свечения. Во-вторых, чтобы сила света была высока, нить нужно делать значительных размеров. Отсюда вторая проблема: чем больше светящийся элемент, тем хуже фокусируется световой пучок фарой. Третий недостаток автомобильных лампочек накаливания известен всем: лишь мизерная часть электрической энергии превращается в свет, остальное уходит в тепло.
       ГАЛОГЕН. Намного лучше галогеновые автомобильные лампы. Характер их света немного "солнечнее". Но главное, галоген гораздо эффективнее классического "накала" -- лампочка той же электрической мощности выдает уже в два раза более яркий световой поток. Заметьте -- в два! Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, то 55-ваттный галоген -- аж 1550 люменов. Стала ли актуальнее проблема ослепления с переходом на яркие галогеновые лампы? Почти нисколько! Светящийся элемент меньше, сфокусировать излучаемый им свет в пучок нужной формы можно намного точнее. Галогеновые фары и ярче и светят куда надо, а не в глаза.
       КСЕНОН. Совсем другое дело -- ксенон. В этих лампах светится не раскаленная нить, а крохотная сфера газа, нагретая до "солнечной" температуры. Вот почему свет ксеноновых ламп так выделяется на фоне обычного света; он даже кажется синим, хотя на самом деле чисто белый. Ксенон необычайно эффективен -- лампочка мощностью 35 ватт отдает световой поток в 3000 люменов, и при этом сама не сильно греется. Ее свет можно сфокусировать в очень точный световой пучок.
       Ксеноновая технология не из числа доступных. Даже для представительских автомобилей она предлагается в качестве опции. Тем не менее ксеноновыми фарами можно оснастить почти любую иномарку, если плата $1000--1300 за удовольствие не покажется слишком высокой. Дороги, кстати, не столько лампочки -- ксеноновые OSRAM или Philips стоят примерно по $100 за штуку, -- сколько высоковольтные блоки "поджига", без которых они работать не смогут, и само переоборудование.
       Есть у ксеноновой светотехники особенность, которая пугает некоторых, -- отсутствие дальнего света. Ну, вообще-то дальний свет есть -- захотите, вам и его поставят. Но зачем? Поморгать встречным не получится -- ксенон зажигается не сразу. Это -- во-первых. Во-вторых, даже ближний ксеноновый светит на расстояние 400 метров, что и не всякому обычному дальнему под силу. В-третьих, а часто ли вообще совесть позволяет включать дальний, когда даже за городом едешь в сплошном потоке машин? Большинство владельцев автомобилей, у которых используются лампы типа H4 (дальнего и ближнего света одновременно), устанавливая себе ксенон, отказываются от дальнего света. А те, кто не представляет себе езды без "моргания" встречным, ставят вдобавок стробоскопы -- сигнал, между прочим, еще эффектнее и, что немаловажно, законен.
       ГОЛУБЫЕ. Как только появился ксенон, тут же нашлись отморозки, установившие на свои машины "лжексенон" -- лампы, которые просто светят голубым свечением, похожим на ксеноновый свет (он, повторяем, все-таки белый). Никакого здравого смысла в нем нет -- только понт, мат-перемат ослепленных и проблемы для себя. Чтобы голубая лампа светила хотя бы так же ярко, как стандартная, ее приходится выбирать заведомо большей мощности -- вот и возникают неполадки в бортовой электрике. Получить точно сфокусированный пучок света невозможно. Вдобавок свет таких ламп прямо-таки выедает глаза ультрафиолетом. Наконец, это просто преступно -- техническими нормами лампы мощнее 55--60 ватт для фар запрещены. В Германии, например, уже в обязательном порядке на автомобилях должны стоять динамические корректоры, которые опускают пучок света на нужный угол, когда машина разгоняется, и поднимают его, когда она, тормозя, "клюет". И это все ради того, чтобы не ослеплять ярким светом встречных!
       
       БЛАГОДАРИМ ФИРМУ "АЛАРМ-ЦЕНТР", (095) 930-0000, ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.